ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕЛОСТНОСТЬ. Психотерапия не меняет одну идентичность на другую, она открывает в ней новые грани. Идея терапии - исцеление человека. Исцеление от слова "целый". Целить души – делать их целостными. А это значит – обнаруживать и принимать те части своей души, которые по разным причинам оказались от нее отчужденными. Психотерапия, которая хочет сделать человека кем угодно, но не собой, – это не психотерапия. Психотерапевт, предлагающий клиенту убрать что-то лишнее, как впрочем, и добавить несуществующее – кто угодно, но не психотерапевт. Это не что иное, как "хирургия" души. А хирургическая установка в терапии неуместна. Целостность – нецелостность души можно увидеть, исследуя «образ Я» клиента, или его Я-идентичность. Важнейшими свойствами идентичности или Я-образа, среди прочих, являются их дифференцированность и целостность. Дифференцированность – это количество черт, которые человек способен заметить и выделить в себе и как-то к ним отнестись. Это то, что он знает о себе, отвечая на вопрос: какой Я? Я такой-то человек… Чем больше этих качеств-черт он способен перечислить, тем дифференцированнее образ его Я, тем больше граней в своей Я-идентичности он способен увидеть-осознать. Но увидеть, заметить, осознать – это одно. Другое дело, что не все черты-грани, выделяемые в себе человеком, одинаково для него привлекательны. Иногда некоторые из них противоречат, противостоят друг другу. Каждая из них описывает человека в какой-то ситуации его жизни. Человек в разных ситуациях может вести себя по-разному: быть добрым и злым, веселым и грустным, щедрым и скупым… Прекрасную иллюстрацию можно увидеть в стихотворении Е. Евтушенко «Пролог (Я разный)» : Я разный – я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, Злой и добрый. Я так люблю, чтоб все перемежалось! И столько всякого во мне перемешалось от Запада и до Востока, от зависти и до восторга! А вот способность принять и увязать все это в единый, целостный, внутренне непротиворечивый образ себя – это уже про целостность «образа Я» или идентичности. И здесь уже важно согласие и принятие себя разным. Я в самом разном сам собой увиден. Мне близки И Есенин и Уитмен, и Мусоргским охваченная сцена, и девственные линии Гогена. Мне нравится и на коньках кататься, и, черкая пером, не спать ночей. Мне нравится в лицо врагу смеяться и женщину нести через ручей! Человек отчуждает от себя разные части своего Я, которые не принимаются, осуждаются его близким окружением. Это то, что изначально есть во мне, но сначала другие не могут с ним согласиться, а вследствие этого и я сам не могу это присвоить себе, сделать частью себя. А значит – и не могу на это опираться. Но это еще полбеды. Непринимаемое в себе нужно постоянно маскировать, прятать от себя и от других. А это требует много энергии. То, что могло бы дать энергию Я, теперь отнимает ее. Непринятое что-то в себе надежно защищается стыдом и страхом. Страх и стыд стоят на страже отчуждения, не позволяя принять и присвоить себе свое. Чаще всего это страх непринятия и стыд обесценивания. Чем больше их, тем труднее и длиннее путь к себе. Тем сложнее человеку выбрать стратегию "Быть", а не "Казаться". И тогда он привычно будет предавать себя, чтобы не встречаться со страхом отвержения и стыдом оценки. Еще один страх на пути принятия себя – страх изменения. Логика этого страха такова: Если я позволю себе быть другим, то я уже буду не я? Допустим, человек считает себя неагрессивным. И это прекрасно до какого-то времени. Но это создает в жизни проблемы в некоторых ситуациях, где агрессия ему просто необходима. Нужно защищать себя, своих близких. Нужно отстаивать свои идеи, ценности, убеждения. И человек однажды решает измениться – стать более агрессивным, признать и принять свою агрессию как часть образа Я. Но тут он сталкивается со страхом: Я стану агрессивным и не смогу с собой ничего поделать, и это уже буду не Я! Эти страхи существенны для человека, хоть и нереальны. Во-первых, имея такой колоссальный опыт неагрессивности, сложно его забыть и перечеркнуть. Во-вторых, речь не идет о замене одного качества на другое, а о возможности интеграции их в Я, что дает человеку возможность выбирать с учетом возникающего контекста, а не реагировать всегда однозначно полярно: либо-либо. Если выразить сказанное в метафоре, то принятие в себе чего-то нового – это про вооружённость. Если ты имеешь при себе оружие, то это автоматически не означает, что ты становишься преступником. Просто ты становишься вооруженным, то есть более защищенным. Примеры работы с интеграцией частей Я: Клиент Н., руководствуясь идеей улучшения своей личности, закодировался от алкоголизма, табакокурения и лишнего веса. Но в последнее время стал испытывать немотивированные вспышки агрессии, и как следствие этого – страх, что может сделать что-то плохое со своими близкими. Пришел он ко мне на терапию для того, чтобы избавиться от агрессии. Я отказался делать ему такого рода "обрезание", сказав, что он уже и так обрезал в себе все что можно, если еще избавить его от агрессии, то он будет не мужчиной, а евнухом. И предложил ему поисследовать его агрессию как симптом его актуальной жизни, как некоторое важное послание ему в данный момент его жизни. Клиентка М. пришла на терапию с идеей непринятия своей сексуальности. Идея сексуальности у нее была негативно окрашена и ассоциировалась с похотью и грязью. Из-за этого в ее отношениях с мужем регулярно возникали конфликты. Исследование и проработка в терапии ее травматичной истории "отношений с сексом" позволили изменить ее взгляды на сексуальность, увидеть в ней энергию жизни и одну из важных граней ее женственности. В практике много таких историй – историй принятия своих отвергаемых граней идентичности. В результате терапии клиент открывает в себе новые грани своего Я, принимает старые, отвергнутые ранее, и становится более целостным, непротиворечивым, гармоничным. В результате такой работы в его жизни становится меньше напряжения, тревоги, появляется больше энергии, спонтанности и радости. Вот некоторые из утверждений клиентов, позволяющих судить об увеличении их целостности: - Я признала, что я плохая мать и сразу стало меньше напряжения и тревоги. - Перестала обвинять себя и стала более терпима к сыну… - Я перестал изображать из себя интеллигентного человека и меня отпустило… Жить стало намного свободнее и приятнее… - Я позволил себе не быть "железным человеком", не имеющим право на слабости и у меня спала гора с плеч… - Я отказалась от образа идеальной хозяйки, сейчас в моей жизни появилась легкость и спонтанность… Признать в себе, разрешить себе, позволить себе – вот волшебные механизмы, исцеляющие человека, делающие его более многогранным, целостным и свободным. Возможно, вы спросите, а как же быть с ложной, фальшивой идентичностью? С теми случаями, когда человек идентифицируется с придуманным образом своего Я? Это ведь нужно убирать, от этого необходимо избавляться? Отнюдь. Думаю, что само по себе желание быть белее, пушистее, милее и пр. не так уж и плохо. Это то, каким я хочу быть – мой идеальный образ себя. Этот образ задает человеку вектор развития, мотивирует его к изменениям, дает ему дополнительную энергию для жизни, порождает смыслы. Проблемы здесь возникают тогда, когда человек игнорирует другую часть своего Я – базисную, то каким он является в данный момент своей жизни, полностью сливаясь с фасадом, который и принимается и выдается им за Я. Этот случай хорошо объясняет закон парадоксальных изменений Бейсера, суть которого в следующем: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Процесс принятия себя и своих "отчужденных территорий" не простой. Он зачастую связан с разочарованием, на пути интеграции вас могут поджидать страх, стыд, вина, обида… Но это единственный путь, ведущий к гармонии и целостности. А для кого-то и исцеления. Геннадий Малейчук Источник: https://vk.cc/arqigo #целостность #душа #принятие #телеска #психотерапия Не забудьте подписаться - Больше ценной информации о душе и теле!